Объяснение Литургии | Храм Живоначальной Троицы в Ершово Объяснение Литургии — Храм Живоначальной Троицы в Ершово

Подворье Саввино-Сторожевского ставропигиального мужского монастыря при Храме Живоначальной Троицы в с. Ершово

 Адрес: Московская обл., Одинцовский р-н, с. Ершово 117
 Email: georgtt@gmail.com
 Тел: +79163238149

Храм Живоначальной Троицы в Ершово

Объяснение Литургии

Предварительные замечания.

Являясь Таинством таинств и центральным моментом христианской религиозной жизни, Божественная Евхаристия особенно точно и подробно разработана с точки зрения своего устава. Для своего совершения она требует определенных условий, как в отношении лиц, ее служащих, так и времени, и места, и утвари, и книг, потребных для ее совершения.

  1. Совершителем Литургии может быть только законно рукоположенный иерей или епископ, незапрещенный в священнослужении и назначенный совершать Литургию в данной церкви постоянно (на правах настоятеля или его помощника) или на данный определенный случай. Совершение Литургии в чужой церкви и без разрешения ее настоятеля запрещается. Этот иерей:

а) должен совершать Литургию по определенному уставу и обычаям Православной Церкви, не внося в нее самовольных дополнений и изменений, искажающих ее смысл или нарушающих установленные обычаи. Посему всякая отсебятина, самовольное дерзание в области реформаторских попыток, хотя бы и проникнутых самыми почтенными побуждениями, как-то: приблизиться к духу первохристианства или сделать Литургию более, так сказать, «близкой» для верующим (чтение вслух молитв, служение с открытыми царскими вратами, самочинные возгласы и т.д.) — недопустимы. Чувство пастырского такта, с одной стороны, и литургическая грамотность в стиле, церковной культуре, с другой, должны всегда уравновешивать в священнике всякую крайность, от тупого уставщического буквоедства до безвкусного новаторства;

б) должен подготовиться к совершению Литургии, как духовно, так и телесно. в) должен причаститься Святых Тайн во время совершаемой им Литургии.

  1. Время совершения Литургии определяется церковными установлениями и обычаями. Литургия может совершаться в любой день, кроме некоторых дней в году.
  2. Местом совершения Литургии служит храм, канонически освященный архиереем.

Святые сосуды и священные предметы:

а) Антиминс, освященный и подписанный каноническим архиереем, с мощами, вшитыми в нем. 

б) Святая Чаша, святой дискос, звездица, копие, лжица и губа — все это в чистом, целом и неповрежденном виде.

  1. Вещество для Литургии. Таковым являются хлеб и вино, т.е. плоды, установленные, употребленные и благословенные Самим Господом для Его Пасхальной Вечери. Хлеб должен быть чисто пшеничный, хорошо выпеченным, неплесневелым, непрогорклым, неслишком рыхлым но и не зачерствевшим чтобы из него было можно легко вырезать Агнец и вынимать частицы. Β русской практике, почти во всей Сербии и кое-где на Востоке употребляется хлеб в виде 5-ти (у старообрядцев 7) просфор из кислого теста. На них должна быть печать.

Составные части Литургии.

B ee современном виде литургия византийского типа может быть поделена на три части. 1. Проскомидия  2. Литургия оглашенных и 3. Литургия верных. Перед началом проскомидии читаются входные молитвы.

Входные молитвы

Облачение.

Облачение священнослужителей перед Литургией происходит торжественнее, чем перед другими службами. Обычно священник благословляет свои богослужебные одежды (чаще всего: епитрахиль, фелонь и поручи) и возлагает на себя без чтения специальных молитв. Перед Литургией священник облачается во все присвоенные его чину одежды, причем над каждой он читает соответствующую молитву, составленную из текстов Священного Писания. Нелишним является заметить, что во все одежды священник облачается еще в следующих случаях: 1) на пасхальную заутреню, как указано, «во весь светлейший сан;» 2) на пасхальную вечерню, 3) на вечерню Великой Пятницы, перед выносом Плащаницы и на трех утренях в году (1-го августа, 14-го сентября и Крестопоклонной недели) перед выносом Честного Креста. Но молитвы тогда все же не читаются, разве только перед облачением на заутреню, так как это же бывает и облачением на Литургию, которая следует непосредственно за утреней.

Перед Литургией диакон, согласно предписанию служебника, берет благословение y священника со словами: «Благослови, владыко, стихарь со орарем.» На слова священника: «Благословен Бог наш всегда, ныне и присно и во веки веков,» диакон отвечает: «Аминь,» — целует руку священника и крест на облачении. To же должны делать каждый раз и прислужники в алтаре при облачении в свои стихари. Ни в коем случае нельзя оправдать практики протодиаконов и иных заслуженных диаконов, облачающихся без благословения или же не считающих нужным целовать руку благословляющего их иерея.

Священник теми же словами благословляет свой стихарь, или подризник, как его чаще называют в просторечии. Молитвы священнослужителями читаются следующие.

Проскомидия.

 На Проскомидии особым образом изымается Агнец из просфоры. Особенно подчеркивается Жертва Самого Господа и ее смысл.

  Таким образом, проскомидия начинается словами жертвоприношения, ибо Литургия не есть только Таинство, но еще и Жертва, приносимая ο всех и за вся.

Назначение остальных 4-х просфор:

Богородичная;

Девятичинная;

О здравии;

О упокоение.

Литургия оглашенных.

    Само название этой литургии воскрешает в нас воспоминания ο седой древности церковной истории, когда был еще в силе институт катихизации, т.е. оглашения, подготовки к принятию крещения. На этой части литургии оглашенным было дозволено присутствовать, т. к. она в себе не содержит самого приношения евхаристической Жертвы, a только подготовительные действия, в значительной степени предназначенные для самих оглашенных. 

Перед началом Литургии священник и диакон, поклонившись трижды перед престолом, молятся ο ниспослании им благодати Святого Духа для достойного совершения страшной службы. Священник, подняв руки ввысь, тогда как диакон поднимает вверх орарь, как во время ектении, читает молитву «Царю Небесный» (один раз) — «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение» (дважды) — «Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою.» Β служебнике нет никаких указаний ο поднятии рук, но это повсеместная практика, как русская, так и восточная. Священник целует Евангелие, a диакон святой престол. Затем, держа таким же образом орарь и преклонив голову, диакон произносит:

«Время сотворити Господеви, владыко, благослови.»

Священник благословляет диакона и говорит:

«Благословен Бог наш всегда, ныне и присно и во веки веков.»

Диакон: «Помолися ο мне, владыко святый.»

Священник: «Да исправит Господь стопы твоя.»

Диакон: «Помяни мя, владыко святый.»

Священник: «Да помянет тя Господь Бог во Царствии Своем, всегда, ныне и присно и во веки веков.»

Диакон: «Аминь.»

Сама Литургия начинается   возгласом священника: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа Это самый торжественный начинательный возглас в православной литургической практике.   Литургия начинается самым торжественным возгласом, который указывает, что Евхаристия открывает вход в Царство Отца и Сына и Святого Духа. 

Великая ектения: «Миром Господу помолимся» и молитва и тайно совершаемая молитва священника. Начало такой практики, тайного совершения молитвы в алтаре, исследователь возводит ко времени Императора Юстиниана, т.е. к VI веку, a к VIII в. это становится общепринятой традицией на Востоке

Возглас: «Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков» (сравни: 1Тим. 1:17).

Первый антифон. Собствено, антифоны это древний чин песнопений совершаемый попеременно обееми хорами.

Малая ектения: «Паки и паки (Пс. 140:5) миром Господу помолимся» 

Возглас: «Яко Твоя держава, и Tвoe есть Царство, и сила, и слава (Мф. 6:13), Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков.»

Второй антифон.

Малая ектения и молитва:

«Иже общыя сия и согласныя даровавый нам молитвы, Иже и двема, или трем, согласующымся ο Имени Твоем, прошения подати обещавый (Мф. 18:19-20), Сам и ныне раб Твоих прошения к полезному исполни (Пс. 19:6), подая нам и в настоящем веце познание Твоея истины (Евр. 10:26), и в будущем живот вечный даруя.»

Возглас: «Яко Благ и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.»

Третий антифон.

Малый вход, или вход с Евангелием.

Малый вход.

По окончании третьей ектении (малой) открываются царские двери для совершения малого входа, или входа с Евангелием

Для совершения входа священнослужители творят три поклонения перед престолом, и священник подает диакону Евангелие.  . Священнослужители обходят святую трапезу справа, переходят через горнее место, выходят через северные диаконские двери и становятся перед царскими вратами. Впереди их идет свещеносец. 

Священник благословляет вход словами: «Благословен вход святых Твоих, всегда, ныне и присно и во веки веков.» Диакон подает Евангелие священнику для целования и по окончании последнего тропаря третьего антифона совершает «крестование,» т.е. указанное крестообразное осенение Евангелием на восток со словами: «Премудрость, прόсти.» Диакон входит первым, a за ним и священник, в алтарь; диакон полагает Евангелие на престол. Певцы поют «Приидите, поклонимся.»

Малый вход имеет свою историю. Β настоящее время значение этого литургического акта почти неизвестно и смысл его непонятен. Β глубокой древности Евангелие хранилось не на престоле, a в одной из комнат церкви. Древний храм имел два особых помещения, пастофории (coenaculurn, atrium [трапезная, зал (большая комната для приема гостей)]), из которых одна,   была предназначена для принятия приношений верных. Наш современный жертвенник есть видоизмененная комната для приношений в древних храмах, теперь уже неотделенный от алтаря. Другая комната или диаконник  ризница, была предназначена для хранения богослужебных книг, одежд, священных сосудов и т.д. Когда в древности наступал в Литургии момент чтения алостольских посланий и Евангелия, диаконы отправлялись в ризницу, приносили оттуда писания и читали их, после чего эти книги опять уносились в назначенное для их хранения место, в ризницу. Теперь это осталось только как историческим воспоминанием, ибо Евангелие и до входа, и после  него всегда почивает на святом престоле.

Значение слов «Премудрость, прόсти» во время входа объясняется тем,  побуждает верных в особо важные моменты к особому вниманию. 

 «Входное

Блаженства или третий антифон заканчиваются особым стихом, «входным.» 

Тропари и кондаки.

При входе певцы поют тропари и кондаки, воспевая подвиги святых, тогда как священник читает особую молитву «Трисвятого пения.»

Молитва Трисвятого пения. (Совершает священник)

Молитва эта заканчивается возгласом: «Яко Свят еси, Боже наш, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.»

Молитва читается священником во время пения тропарей. 

 Следует заметить, возглас диакона: «Господи спаси благочестивыя» имеет свое происхождение из церемониала византийской царской службы, когда на ней присутствовали и цари, к которым и относилось это «спаси благочестивыя,» т.е. благочестивые цари. Это перешло и в наши служебники. По-видимому, свидетельство Муравьева только подтверждает древнюю традицию Византии,

B ответ на этот возглас певцы начинают пение Трисвятого, т.е. «Святый Боже, Святый Крепкий…» Поется это трижды, затем — «Слава и ныне — Святый Бессмертный..,» и снова целиком «Святый Боже, Святый Крепкий…» и т.д.

Гимн этот введен в чин литургии довольно поздно; вероятно, во времена Патр. Прокла (434-447) и императора Феодосия II (408-450) и сестры его императрицы Пульхерии. Он не является, однако, достоянием одной Византийской литургии. У католиков этот гимн поется на Литургии Преждеосвященных Даров, которая, как известно, совершается y них один только раз в году, в Великую Пятницу.

Восхождение на горнее место.

По окончании священнослужителями слов Трисвятого или заменяющего его молитвенного стиха диакон обращается к священнику со словами «повели, владыко.» Священник, целуя престол, a не Евангелие, отходит с правой стороны на горнее место, произнося слова «Благословен Грядый во имя Господне

Чтение Священного Писания.

Восхождение на горнее место происходит для слушания Священного Писания, почему этот момент и является самым важным в литургии оглашенных..

Иерей, благословляя народ с горнего места: «Мир всем.»

Чтец: «И духови твоему.»

Диакон: «Премудрость.»

Чтец произносит соответствующий прокимен, и певцы сообразно с предписаниями церковного устава поют прокимен. Прокимен поется два с половиной раза, и даже если положено два прокимна, то они вместе не должны превышать это число.

Прокимен, προκείμενον, предлежащий, т.е. предшествующий Священному Писанию стих псалма обычно подобран соответственно дню недели или празднуемому событию.

Чтение Апостола

Чтение Евангелия

Апостольские и евангельские чтения установлены давно и имеют свою долгую историю. Они распределены последовательно по Евангелистам и начинаются с Литургии первого дня Пасхи. A так как церковный год начинается с 1-го сентября, a чередование церковных гласов начинается с Пятидесятницы, точнее, с Недели Всех Святых

Ектении после Евангелия.

После прочтения Евангелия в древней Церкви полагалось слово назидания епископа или священника; этот обычай был соблюдаем повсюду и сохранился теперь в Греции. He связывая проповедника обязательством произносить проповедь именно в это время, нельзя, однако, не признать, что данный момент весьма подходит для истолкования прочитанного слова Божия.

B нашей практике за Евангелием следуют ектении, которыми заканчивается литургия оглашенных: сугубая, иногда заупокойная и об оглашенных.

Сугубая ектения.

Увеличенное моление. Особое.

Она является молитвой ο лицах, тогда как просительная ектения — ο вещах и потребностях, необходимых этим лицам. Эта ектения содержится и в последовании вечерни и утрени, но некоторые различия между содержанием этой молитвы за Литургией и на других службах легко замечаются.

Ko времени сугубой ектении развертывается и антиминс(плат с мощами святого).

Антиминс, а также и облекающий его илитон должны быть закрыты наподобие еврейской или арабской (семитской) книги.

Ектении об оглашенных.

Которая содержит прошения о просвещении и спасении людей готовящихся принять таинство Крещения.

Литургия верных.

За возгласом «Да и тии с нами славят…» диакон предлагает оглашенным покинуть молитвенное собрание: «Елицы оглашеннии, изыдите, оглашеннии, изыдите, елицы оглашеннии, изыдите, да никто от оглашенных, елицы вернии, паки и паки миром Господу помолимся.» Этим начинается литургия верных, т.е. главная часть ее. Святейший патриарх читает молитвы в алтаре.

Кроме прошения об очищении души и тела и укреплении молящихся силой Святого Духа, в этой молитве характерно и то, что Святейший говорит не только от своего имени, но и от имени «молящихся с нами» и «с любовию служащих Тебе.» Это подчеркивает соборный характер евхаристической молитвы. Народ сослужит Патриарху, и только то евхаристическое приношение раскрывает вполне всю глубину церковной молитвы, которое является выражением соборной полноты и которое совершается не втайне от молящихся, не глухо и немо, a «единеми усты и единем сердцем.» Священник не противопоставляет себя народу, а, наоборот, настаивает на этом единодушном совершении Евхаристии с народом. Церковь заключается не в одном только клире, но во всей обществе церковного народа, хранителя благочестия.

Херувимская песнь.

«Иже Херувимы тайно образующе (т.е. мы, которые таинственно изображаем Херувимов) и Животворящей Троице Трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение.

Яко да Царя всех (т.е. всяческих) подымем, ангельскими невидимо дориносимого чинами. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.(Слава Тебе Боже…)»

Великий вход.

Торжественное и всенародное перенесение вещества для Евхаристии с Жертвенника на Престол.

Просительная ектения.

Целование.

Служащие в это время поклоняется три раза перед святой трапезой, произнося прο себя трижды слова (Пс. 17:2-3): «Возлюблю Тя, Господи, Крепосте моя, Господь Утверждение мое и Прибежище мое.»   При соборном служении, как сегодняпроисходит после целования сосудов взаимное целование сослужащих. Старший говорит: «Христос посреде нас,» — на что младший отвечает: «И есть, и будети целуют друг друта в плечи (два раза) и рука в руку

Β древности это лобзание мира происходило не только среди клириков, но также и среди мирян: мужчины с мужчинами, женщины с женщинами. Оно символически должно обозначать полное внутреннее примирение между христианами, намеревающимися участвовать в таинственном Жертвоприношении. Заповедь Спасителя (Мф. 5:23-24) прямо предписывает примириться сначала с братом, a потом уже приносить жертву к алтарю. Но это примирение и единодушие не есть только чисто моральное, оно означает не только наличие любви и примиренности между приносящими жертву, но должно быть в такой же мере и единомыслие, полное духовное единение. Поэтому-тο непосредственно после целования мира возглашается Символ веры, как мерило догматического единомыслия всех христиан. Церковная молитва, a в особенности — евхаристическое Жертвоприношение, не может совершаться, если между молящимися не существует соборного единства, полной согласованности в вере. Евхаристия с инакомыслящими невозможна. Евхаристическое приношение может быть только «едиными усты» и единым сердцем, в единой вере, в согласии догматов, в одинаковом взгляде на основные вопросы веры и спасения.

 Символ веры.

Исповедание своей веры, обязательное событие для служащих вместе, которое позволяет священникам и мирянам открыть свою веру перед всем собором молящихся. Состоит он из 12 членов, частей.

Анафора. Возношение.

Главная часть евхаристического богослужения, сохранившаяся в своем плане и общем содержании молитв от древнейших времен, называется евхаристическим каноном, евхаристической молитвой в узком смысле этого слова или анафорой, потому что в ее центральном моменте совершается возношение (от άναφέρω) Святых Даров.

Благодарение. Евхаристия.

Словами «Благодарим Господа» священник начинает саму евхаристическую, т.е. благодарственную молитву. По этим словам и сама служба называется Евхаристией, и это название — одно из самых древних наименований Литургии. Сам Господь на Своей прощальной Вечере, преподавая ученикам Тело и Кровь, предварительно благодарил Отца (Лк. 22:17-19).

При словах «Победную песнь…» диакон или иерей правой рукой поднимает с дискоса звездицу и начертывает ею над дискосом образ креста, стараясь касаться дискоса соответствующим концом звездицы при каждом слове иерея: поюще… вопиюще… взывающе… глаголюще

Совершаются молитвы анамнезиса, т.е. воспоминания слов Христовых на Тайной Вечери.

После молитвы анамнезиса возглас «Твоя от Твоих Тебе приносяще (или древнее «приносим») ο всех и за вся» священник совершает возношение Святых Даров.

После этого возношения иерей читает молитву эпиклезиса, призывания Духа Святого на Дары,

Совершается преложение Даров в Тело и Кровь Христовы.

 Певцы поют «О Тебе радуется, Благодатная….»

Eктения после освящения Даров.

Эта ектения по содержанию своему есть ектения просительная.

Возношение Святого Агнца.

По поводу возношения Агнца святитиель Николай Кавасила пишет: «Священник возглашает: «Святая святым,» — как бы говоря: «Вот Хлеб жизни, Который вы видите. Идите, стало быть, причащайтесь, но не все, a тот, кто свят. К святыне допускаются только одни святые.» Под святыми же здесь подразумеваются не только совершенные в добродетели, но и те, кто тяготеет к совершенству, но его еще не достигли. И этим ничто не мешает освятиться причастием Святых Таинств, и этой частью святыни стать святыми… Ответ певцов «Един Свят, Един Господь, Иисус Христос…»

Причащение.

Причащение есть высший момент Евхаристии. Это и является целью самого Таинства. Преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Спасителя совершается не ради только самого преложения, но именно ради причащения священнослужителей и присутствующих верных. Само слово «причащение» показывает особую связь, которая устанавливается между верными и Христом Спасителем.